Полезно знать

Психология детского рисунка: все, что не сказано вслух

cтатья с сайта http://szabotoi.ru

  1. Зачем анализировать детские рисунки

  2. Оценка соответствия уровня развития ребенка его возрасту через рисунок

  3. Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

    1. Цвет

    2. Композиция

    3. Манера изображения и характерные черты

  4. Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Далеко не каждый взрослый способен передать словами переживания. Ребенок тем более ограничен недостаточностью словарного запаса и психологическими барьерами. Внутренний мир все-таки находит свое отражение, хоть и не в таком явном виде. Эмоции, страхи, симпатии и антипатии можно прочитать по рисункам ребенка.

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики. Расшифровка детских рисунков дает возможность достаточно часто проводить мини-анализ и срочно принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  • соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;

  • симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;

  • приоритеты и фундамент формирующегося характера;

  • страхи и скрываемые переживания;

  • тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка.

Оценка соответствия уровня развития ребенка его возрасту через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.

Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.

Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.

О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.

Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.

Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.

Фиолетовый – цвет фантазеров.

Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект. Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения. В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек. Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры. Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.

Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.

Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.

Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.

Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.

Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

 

Куда можно сходить в выходные с детьми?

      Маршрут выходного дня

Какого числа День птиц в 2018 году и что это за праздник? Таким вопросом дошкольники школьники и их родители задаются все чаще и чаще год от года – и все потому, что в нашей стране праздник получает все большее и большее распространение. Не стоит считать, что День птиц – праздник новый, история его насчитывает не одно десятилетие. В 2018 году День птиц, как и годами ранее, будет отмечаться большей частью среди дошкольников и школьников, вед главная идея праздника – привлечь подрастающее поколение к защите и изучению пернатых.

В России отмечается только один одноименный праздник – Международный День птиц 1 апреля. В 2018 году он выпадает на воскресенье.

Закончились морозы, начинает пригревать солнышко, на проталинах появляются первые цветы и из теплых стран возвращаются птицы. Трудно им приходилось в пути, не все они долетают до родных мест. А те, что долетели – голодные, обессиленные, очень нуждаются в помощи человека. Именно поэтому в эти первоапрельские дни, люди делают, что-то полезное для птиц и развешивают скворечники

Предлагаем родителям и детям посетить в эти выходные станцию юных натуралистов. Понаблюдать за весенними изменениями в природе, полюбоваться первоцветами, покормить птиц, которые живут на юннатке, а заодно познакомиться с обитателями живых уголков.

Совместно с родителями в этот или другой день можно заняться изготовлением скворечника, послушать голоса перелетных птиц, поиграть в игру «Перелёт птиц». Предварительно рассмотрите иллюстрации, тем самым расширите кругозор детей и активизируете речь. (ласточка, утка, журавль, цапля, лебедь, грач)

В завершении выходного дня можно развесить скворечники во дворе дома, на территории детского сада. Поверьте, ваши дети узнают очень много, тем самым они научаться заботиться о братьях наших меньших, проявлять сострадание, трудиться, получать удовольствие от общения с близкими и сверстниками.

Вопросы ………почему? Не заставят себя ждать, а ведь так важно, когда ребенок задает вопросы, значит он мыслит и развивается.

.

 

Упражнение «Сочиняем сказки»

 

 

 

Зачем сочиняют сказки? Для «сказочников» - это осмысление жизни, самовыражение, как и любой вид творческой деятельности.

Мы же, сочиняя сказки для детей и с детьми, преследуем и прагматичные цели :-).

  1. Развиваем творческое мышление и фантазию у детей (и у родителей).

  2. Укрепляем контакт с детьми через интересную совместную деятельность.

  3. Через метафору сказки осуществляем внушение либо помогаем разобраться с актуальными жизненными ситуациями.

Все дети любят сказки, истории, любят сами придумывать истории. Когда мы вместе придумываем сказку – это наш собственный уникальный Мир. А общий Мир, только наш Общий Мир – это наша близость, сопричастность, родство душ.

Этот мир может быть чистым волшебством и фантазией, а может - в этом мире действуют герои, близкие нам на данный момент, случаются ситуации, в которых нужно преодолевать препятствия, решать какие-то задачи. И это уже – сказкотерапия.

Чем хороша сказкотерапия?

  1. Ребенка легко вовлечь в сочинение сказки (то есть сориентировать на решение проблемы).

  2. В ходе решения проблемы избегаем открытых нравоучений и давления.

  3. В силу «гипотетичности» сказочных происшествий, ребенок более открыт и склонен к проявлению себя (сейчас же «не о нем» речь, а значит – можно все).

  4. Формируется уверенность в том, что проблему всегда можно решить, что всегда есть выход.

  5. Сказка подспудно учит решать реальные жизненные задачи.

Какие сказки мы можем сочинить?

1 вариант. «Что вижу, то пою».

Не терапевтические, а сугубо фантазийные сказки. Вы можете просто сочинять небылицы типа «Ехал Грека через реку». Такие истории ближе к поэзии, не имеют пресловутого «сказка – ложь, да в ней намек», часто вообще не имеют смысла («бессмыслица»). Например, всем известный «Телефон» Чуковского – ну, какой там смысл? Кстати, в английской детской поэзии принцип «нонсенса» (абсурда, чепухи) встречается очень часто. «Алиса в стране чудес» – сплошная нелепица. И дети любят такие произведения!

Фантазийная сказка может иметь некий описательный характер, в ней нет идеи, нравоучения, а просто описание жизни как она есть (жизни листочка, муравья или реки).

2 вариант. Сказка «со смыслом».

Большинство сказок учат быть добрым и храбрым, находчивым и трудолюбивым. Это сказки, которые формируют определенные ценности и убеждения.

3 вариант. Терапевтические сказки.

Берем актуальную задачу и предлагаем (ищем вместе) различные способы ее решения. Например, прекрасный сборник «воспитательных» сказок - «Маша и Ойка» для девочек 2 – 4 лет. Сейчас существует большой выбор подобной литературы. Для примера (почувствовать на себе влияние терапевтической сказки) - Сказки от Эльфики. Также просьба прочесть и проанализировать две сказки Эльфики с точки зрения внушений: Наливное яблочкоЗоопарк (детям не читать!).

Как сочинять сказки для детей и с детьми?

1. Спонтанно и по наитию.

2. Оживление неживого – само по себе сказка (например, «Лен», «Ель» Андерсена).

3. На основе уже существующей сказки (замена героев, «декораций», времени и тп).

Сказки можно комбинировать (например, Маша попадает не в домик трех медведей, а в гости к трем поросятам; старик Хоттабыч появляется не у Вольки, а у нас дома). Сказки можно «дописывать» (что стало потом с Золушкой и принцем, Гарри Поттером и его семьей).

4. По шаблону.

  • Время действия.

  • Место действия.

  • Главный герой.

  • Основной противник.

  • Ситуация, которую надо разрешить.

  • Основное событие.

  • Помощники главного героя

  • Помощники основного противника.

  • Развязка (торжество героя). Как правило, это победа добра над злом благодаря… смекалке/силе/смелости/отзывчивости и т.д.

5. Словесные игры. Придумайте несколько не связанных между собой слов и объедините их в одном сюжете (например, по два в каждом предложении). Так рождаются сказки – нелепицы, которые можно оставить «как есть», а можно – придумать осмысленные сюжеты.

Даже просто выразительное рассказывание сказки – это урок вчуствования и ораторского мастерства.

Замечательно сказки не просто придумывать, но и оформлять. Можно сказки «рисовать» (делать иллюстрации), причем не обязательно «высокохудожественно», но и схематично, и ассоциативно. Сказки можно печатать (желательно, по свежим следам, пока не забыли). Можно иллюстрировать сказки готовыми картинками. Если идет обучение ребенка основам компьютерной грамотности – можно освоить программы Word, Paint, Power Point (и другие по Вашему разумению) в ходе оформления сказки. Воспользовавшись типографскими услугами, эти работы можно распечатать в виде настоящей книги. Вот такой творческий проект с ярким, красивым результатом.

Сказки можно превращать в театральные постановки и приключения, разыгрывать. Героев вылепим из пластилина, нарисуем и вырежем, сошьем из ткани или сделаем из подручного материала, устроим театр теней. Превращаем что угодно! И это тоже развитие сказки в большой творческий проект.

К сказке можно подбирать ассоциативную музыку, сочинять стишки и песенки. Будем творить!

Логоритмика для детей

                                                           Логоритмика для детей

Содержание:

Что такое логоритмика для детей и зачем она нужна

В средине двадцатого века врачи и биологи доказали, что постоянное выполнение определенного комплекса движений в особом ритме помогает людям не только избавиться от болезней, но также улучшить их «боевой дух». Так зародилась вначале общелечебная, а затем и специализированные ритмики, среди которых была и логопедическая. Комплекс, состоящий из музыки, движений, а также речи помогает детям плавно и красиво говорить, а иногда даже позволяет справиться с проблемой заикания у ребенка.

Зачем нужны такие упражнения?

Человеческая речь - сложный процесс, требующий согласованной работы нервной системы, дыхания, мышечного аппарата в ротовой полости. При нарушении в любом компоненте этой системы, весь механизм, как правило, разваливается. Логоритмика помогает укрепить эти связи и добиться слаженной работы в процессе речи.

Также, логопедическая ритмика способствует развитию общей и тонкой моторики, речевому дыханию и координации движений, а также нормализует тонус мышц. Во время занятий логоритмикой происходит тренировка памяти, улучшается слуховое восприятие и внимание детей, что сказывается положительно на физическом состоянии ребенка, помогает выработать у него правильные навыки движений.

В последние годы физиологи заметили, что при регулярных занятиях логопедической ритмикой происходит благотворное воздействие на эмоциональное и психическое состояние детей. При этом, дети непоседливые и легковозбудимые, становятся более спокойными, медлительные и задумчивые дети, наоборот, становятся более активными.

Для кого нужны занятия по логоритмике?

В первую очередь, логоритмика нужна:

  • детям с развившимся заиканием или предрасположенностью к нему;
  • детям со слишком медленной, быстрой или прерывистой речью;
  • детям со слабо развитой координацией движений и моторикой;
  • ребятам, у которых выявлена задержка развития речи, дизартрия, нарушения в произношении отдельных звуков;
  • ослабленным и часто болеющим детям;
  • детям 3-4 лет, которые проходят период интенсивного формирования речи.

Где заниматься с ребенком дома или в группе?

Логоритмика для детей 1

Занятия логоритмикой можно организовать в группах, при медицинских центрах, детских поликлиниках или детских садах. Естественно, что с компанией сверстников ребенку будет легче учиться, да и возможностей поиграть и повеселиться в группе у него будет больше. Однако, доказано, что индивидуальные занятия дома приносят лучшие результаты. Дома родители сами определяю, что, как и когда ребенок будет делать.

Но и в этом есть своя отрицательная сторона, в привычном окружении ребенок может отказаться от выполнения заданий, а у родителей, зачастую, не хватает педагогического опыта, чтобы заставить ребенка заниматься. И все же, многие приверженцы идеи логоритмики уверены, что начинать занятия логоритмикой лучше дома. Ребенок может в спокойной обстановке научиться слушать музыку и освоить основные движения. После этого, его уже можно отдавать в группу с профессиональным преподавателем.

Упражнения и правила, как заниматься с ребенком

Особенностью любой ритмики, не исключая логопедическую, является уникальная простота методики. Любое из существующих заданий без особых проблем способен выполнить человек, который не имеет специальной подготовки.

  1. Каждое упражнение основано на подражании: ребенок повторяет то, что показывает взрослый. Необходимости заучивать весь речевой материал нет. Это постепенно приходит само, от одного занятия, к другому. В начале текст читается взрослым, ребенка в это время лишь побуждают к повторению. В последующем, к чтению приобщается и ребенок. Когда он сможет без ошибок повторить все словосочетания в правильном ритме, можно отдать в его руки бразды правления.
  2. Занятия логоритмикой не должны проводиться чаще, чем два раза в неделю. Оптимальное время для них – это вторая половина дня. Не ожидайте от занятий быстрого эффекта, результаты станут заметными только через полгода, а у некоторых детей и через год. Детям, которые заикаются, необходимо заниматься чаще, до четырех раз в неделю.
  3. Во время занятий ребенка надо привлечь, чтобы ему быть интересно. Для этого можно и использовать разные картинки, любимые игрушки, яркую одежду и любые предметы, доставляющие радость вашему ребенку.
  4. Все упражнения надо повторять много раз на каждом занятии, пока ребенок их не освоит полностью. Если же какое-то упражнение не поддается вашему малышу, то от него лучше на время отказаться, чтобы потом снова к нему вернуться.
  5. Любое упражнение логоритмики невозможно без музыки. Необходимо подбирать мелодии к каждому виду занятий. Медленные и спокойные упражнения хорошо выполнять под музыку вальса. Отлично подходит вальс из балета «Щелкунчик». Для более подвижных упражнений подойдут марши, а для самых ритмичных можно использовать, например, «Полет шмеля». Можно, также подготовить детские песенки и записи со звуками природы.
  6. Занятия должны иметь гибкую структуру, подстраиваться под каждого ребенка. Когда что-то не совсем получается, надо упростить задание или разбить его на несколько частей. Если вы заметили, что у ребенка возникли трудности с мелкой моторикой или произношением звуков, можно увеличить число соответствующих упражнений. Экспериментируйте без опаски. Главное при выполнении упражнений – это соблюдение единства музыки, речи и движения. Во всем остальном – полет вашей фантазии не ограничен.
  7. Не нужно расстраиваться, а тем более сердится, когда у ребенка не все получается так, как вам хочется. Если ребенок почувствует ваше недовольство, он замкнется и может отказаться от выполнения упражнений. Надо набраться терпения и продолжать начатое дело, даже, если вы сами не верите в успех вашего ребенка.

От 0 до 2,5 лет

Занятия логоритмикой можно начинать с раннего детства. До двухлетнего возраста ребенок будет заниматься пассивно. Мама может просто читать своему малышу стишки и петь песенки, одновременно с отбиванием ритма ладонями. Позже ребенок уже сможет выполнять некоторые упражнения, хлопать в такт стихам, поднимать руки, когда услышит определенное слово.

От 2,5 до 4 лет

В это время ребенок совершенствует свои двигательные навыки, он учится общаться и говорить – этим и необходимо заниматься во время уроков логоритмики. Важно! Если ваш ребенок еще может говорить целыми предложениями, можно разрешить ему повторять за вами последние слова произнесенных фраз или только окончания слов.

 

Чему мы учим наших детей, когда их не замечаем?

Веселая компания приехала в пансионат. До чего здесь хорошо! Небо голубое, дымящийся шашлык, можно всем вместе сидеть хоть весь день, хоть заполночь: отдыхаем!

В веселой компании невесело только одному: годовалому ребенку. Мама занята, ей очень хочется поболтать с подругами и пофлиртовать с друзьями, и когда малыш к ней подбегает, ей не до него. Она когда-то ему улыбнется, когда-то неглядя погладит по голове, а когда-то просто скажет «Отстань!». Посмеяться над ребенком весело, позаниматься с ним – скучно.

Утро, компания завтракает, ребенку дали игрушки, чтобы он не мешал взрослым общаться. Мама изредка вспоминает про ребенка и говорит ему что-то случайное, например: «Покажи букву А» - и тут же отворачивается: её отвлекает её друг. Ребенок смотрит на маму, но мама отвернулась, и он занялся другими игрушками. Он не сделал то, о чем попросила его мама.

Когда-нибудь, спустя годы, мама задумается: а почему мой ребенок меня не слушается? Интересно, вспомнит ли она эту ситуацию, где она по сути приучала своего ребенка не слушать её, игнорировать мамины просьбы и требования?

Вот к ребенку повернулся один из друзей: протянул букву. Ребенок потянулся ручками, чтобы взять, но друг вместо того, чтобы букву дать ему в руки, положил ее на голову ребёнку: буква упала. Все засмеялись, ребенок внимательно посмотрел на маму: это смешно? Ага, мама смеется. Ребенок засмеялся тоже и тут же эту букву кинул уже в маму.

С веселым криком: «Только не кидай!» мама увернулась. Этих слов ребенок ещё не знает, но интонации слышит, они веселые и задорные. Значит, это всем весело, и следующую букву он кидает уже в бокал на столе… Бокал не разбился, а мама рассердилась: «А ну прекрати быстро!»

Шизофрения? Дядя баловался - всем нравилось. Он кидал - всем нравилось. А теперь за то же самое мама ругается. За что? Ребенок заплакал, мама теперь ругает его за плач: «Что за беда с тобой! Все смеются - один ты все время плачешь!» Мама злится, потому что ребенок отрывает её от гулянки и друзей…

Ребенок сквозь плач смотрит на маму и, похоже, учит её недовольные интонации. Интересно, каким человеком он вырастет. И, в принципе, вырастет ли он Человеком?

Неосознанное подкрепление в воспитании детей 

Мама с сыночком гуляет во дворе на детской площадке, где играет много других детей. Во время беготни малыша случайно сбивает с ног ребенок постарше. Столкнувшиеся дети поднимаются на ноги и готовы разбежаться, чтобы продолжить свою игру дальше, но тут подбегает мама первого малыша и начинает громко и красноречиво охать и осматривать своего сыночка, бросая сердитые взгляды на другого ребенка. Что происходит дальше? Ребенок этой женщины начинает плакать (Мама испугалась, значит и мне страшно и больно). Второй ребенок озирается (ищет поддержку) и, увидев свою маму, тоже начинает плакать.

Что усваивают дети? Первое: Скорее всего, произошло что-то действительно страшное, раз мама так испугалась. Второе: Хочешь, чтобы тебя лишний раз приласкали - как можно сильнее изобрази испуг и начинай плакать!

Воспитывая ребенка или пытаясь призвать к порядку уже достаточно взрослого сына (или дочь) - подростка, мы, родители, порой не понимаем причину своих неудач. Почему, несмотря на почти ежедневные строгие внушения или ласковые объяснения, ребенок ведет себя, порой, несусветным образом и приносит массу разочарований?

Большинство взрослых склонны винить в проблемах с воспитанием ребенка других неквалифицированных взрослых (например, родители винят воспитателей в детском саду, школьных учителей, дедушек и бабушек, которые, в свою очередь, винят родителей)... Или печально вздыхают: "Что поделаешь, такой он (ребенок) у нас уродился". 

На самом же деле - ларчик гармоничных взаимоотношений с ребенком открывается чрезвычайно просто. Мы, сами того не осознавая, непрерывно формируем поведение наших детей (да и всех окружающих нас людей тоже). Самое главное то, что - неосознанно, сами того не замечая! 

Каким же образом это происходит? Поясним на примере. Мама с сыночком гуляет во дворе на детской площадке, где играет много других детей. Во время беготни малыша случайно сбивает с ног ребенок постарше. Столкнувшиеся дети поднимаются на ноги и готовы разбежаться, чтобы продолжить свою игру дальше, но тут подбегает мама первого малыша и начинает громко и красноречиво охать и осматривать своего сыночка, бросая сердитые взгляды на другого ребенка. Что происходит дальше? Ребенок этой женщины начинает плакать (мама испугалась, значит и мне страшно и больно). Второй ребенок озирается (ищет поддержку) и, увидев свою маму, тоже начинает плакать. 

Что усваивают дети? Первое: скорее всего, произошло что-то действительно страшное, раз мама так испугалась. Второе: хочешь, чтобы тебя лишний раз приласкали - как можно сильнее изобрази испуг и начинай плакать! 

Конечно, дети не рассуждают подобным образом, но установки "бойся бегать среди других детей, сталкиваться, падать" и "плачь, когда нужна поддержка" попали в сознание детей и при неоднократном повторении со стороны взрослых успешно закрепятся в их поведении.

Как же поведет себя более опытный родитель? Не покажет ребенку своего испуга (при этом, держа ситуацию под контролем) и, в случае демонстрации ребенком страха, не обратит ни малейшего внимания на его испуг и с улыбкой предложит продолжить игру дальше.

Ребенок, не встречая сочувствия своему испугу, вырастет уверенным в своих силах и в обязательной поддержке со стороны родителей в экстремальных ситуациях.

Психика ребенка может пострадать в том случае, если каждый раз, столкнувшись с непредвиденной ситуацией, в которой ребенок может "спасовать", вы будете вести себя непредсказуемо для него. Например, в одном случае вы испугаетесь, в другом - разозлитесь на вами же сформированное робкое поведение. Не зная, чего ожидать от вас в следующий раз, ребенок начнет побаиваться не только незнакомых ситуаций, но и вас заодно, и вырастет - трусливым. Получается, что взрослые собственными усилиями формируют нежелательное поведение детей.

Очевидно, со всем этим необходимо разбираться.

Прежде всего, давайте разберемся в терминах. В статьях о воспитании и обучении детей очень часто встречается понятие "подкрепление". Что это? Подкрепление - это действие или условный сигнал, сопровождающий какое-либо действие ребенка и дающий ему информацию о целесообразности его поступка (состояния). Например, ребенок во время похода с мамой в магазин закапризничал и, получив от нее пакетик с конфетами, съел их (вкусно!) - положительное подкрепление (отлично! буду и впредь так поступать = капризничать, когда захочу конфет). Ребенок потрогал горячий утюг, оставленный случайно мамой, - ой-ой (больше ни за какие коврижки не подойду!) - отрицательное подкрепление.

Точно так же подкрепляется поведение ребенка в повседневной жизни.

Вот пример. Малышка недавно научилась ходить. Находиться у взрослых на руках ей тоже очень нравится. Как туда попасть? Она подходит к взрослому члену семьи и тянет за одежду. При этом ее берут на руки (положительное подкрепление). Два - три повтора и она поняла: если надо забраться на руки к взрослому, надо просто потянуть за его одежду... 

Еще пример. Первоклассник, однажды оставшись дома из-за насморка, получил от приехавшей в гости бабушки трогательную заботу и, впридачу, бесконечный просмотр мультиков в течение дня. На второй день он сказал, что у него болит голова и снова пропустил уроки, но при этом опять просидел у телевизора и компьютера, играя в игры. Вывод: когда хочешь остаться дома, чтобы смотреть мультики и играть в компьютерные игры, надо "заболеть". А ваши дети никогда не болеют от желания получить побольше внимания, сочувствия и общения с компьютером или ТВ?

Если ваш ребенок недомогает и отказывается идти в школу, надо обязательно вызвать врача, грамотно организовать за ним уход (вплоть до постельного режима) и обязательно исключить просмотр ТВ и общение с компьютером. В таких условиях ребенок захочет поправиться гораздо быстрей.

Не думайте, что добиваясь от вас внимания и поблажек при помощи болезни, дети обязательно симулируют. Подкрепление - мощное оружие, влияющее в первую очередь, на подсознание и физиологические процессы, происходящие в организме.

А вы не замечали, как вам не хочется идти к стоматологу, хотя вы абсолютно убеждены в необходимости визита? Накануне любого неприятного мероприятия у вас болит голова, непосредственно перед экзаменом расстраивается желудок... Все это – следствие отрицательного подкрепления, полученного при предыдущем неприятном для вас событии. Ваш организм научился бояться!

Задумайтесь: чего вы на самом деле хотите: чтобы ваш ребенок действительно был здоров? Или вас подсознательно более привлекает перспектива героически сражаться с непрерывными болячками ребенка, доказывая тем самым ему свою преданность и заботу?

Для того, чтобы снизить вероятность заболевания своего ребенка, не воспитывайте из него ипохондрика, проявляя излишнюю заботу о нем во время недомогания. Выполняйте все необходимые действия по уходу за ним и, по возможности, не делайте ему никаких поблажек. Да, снизить нагрузку можно и нужно, но домашние занятия по школьным предметам должны быть продолжены, и ни под каким видом не отменяйте прежних запретов! Больной ребенок, получивший возможность больше обычного смотреть ТВ и играть в компьютерные игры, выберет болеть дольше, лишь бы не лишиться этой привилегии. 

Независимо от нашего желания и незаметно для нас, непрерывно в течение всей жизни мы являемся участниками постоянного процесса воспитания своих детей, да и других членов семьи. Приучите себя постоянно замечать и оценивать, каким образом то или иное ваше действие подкрепляет поведение ребенка. Мы призываем вас сознательно относиться к этому процессу и брать на себя всю ответственность за поведение ваших детей. 

                                                                            Автор: Н.И Козлов

Заповеди Марии Монтессори для родителей

maria_montessori

Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Макаренко.

Мария Монтессори стала первой в истории своей страны женщиной-доктором. Всю жизнь она проработала с детьми, создав путём точных наблюдений уникальную систему образования для разностороннего и гармоничного развития ребёнка. А также сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них – это многотомная мудрость в нескольких словах.

mariya-montessori

Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:

1.     Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

2.     Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют – он учит­ся осуж­дать.

3.     Если ре­бен­ка час­то хва­лят – он учит­ся оце­ни­вать.

4.     Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность – он учит­ся драть­ся.

5.     Если с ре­бен­ком чест­ны – он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

6.     Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют – он учит­ся быть роб­ким.

7.     Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти – он учит­ся ве­рить.

8.     Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят – он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

9.     Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют – он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны – он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют – он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым – он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.

13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке – ни при нем, ни без не­го.

14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.

17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.

18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.

19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер – пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

А в народе говорят: «На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями».