Полезно знать

 

 

 

Упражнение «Сочиняем сказки»

 

 

 

Зачем сочиняют сказки? Для «сказочников» - это осмысление жизни, самовыражение, как и любой вид творческой деятельности.

Мы же, сочиняя сказки для детей и с детьми, преследуем и прагматичные цели :-).

  1. Развиваем творческое мышление и фантазию у детей (и у родителей).

  2. Укрепляем контакт с детьми через интересную совместную деятельность.

  3. Через метафору сказки осуществляем внушение либо помогаем разобраться с актуальными жизненными ситуациями.

Все дети любят сказки, истории, любят сами придумывать истории. Когда мы вместе придумываем сказку – это наш собственный уникальный Мир. А общий Мир, только наш Общий Мир – это наша близость, сопричастность, родство душ.

Этот мир может быть чистым волшебством и фантазией, а может - в этом мире действуют герои, близкие нам на данный момент, случаются ситуации, в которых нужно преодолевать препятствия, решать какие-то задачи. И это уже – сказкотерапия.

Чем хороша сказкотерапия?

  1. Ребенка легко вовлечь в сочинение сказки (то есть сориентировать на решение проблемы).

  2. В ходе решения проблемы избегаем открытых нравоучений и давления.

  3. В силу «гипотетичности» сказочных происшествий, ребенок более открыт и склонен к проявлению себя (сейчас же «не о нем» речь, а значит – можно все).

  4. Формируется уверенность в том, что проблему всегда можно решить, что всегда есть выход.

  5. Сказка подспудно учит решать реальные жизненные задачи.

Какие сказки мы можем сочинить?

1 вариант. «Что вижу, то пою».

Не терапевтические, а сугубо фантазийные сказки. Вы можете просто сочинять небылицы типа «Ехал Грека через реку». Такие истории ближе к поэзии, не имеют пресловутого «сказка – ложь, да в ней намек», часто вообще не имеют смысла («бессмыслица»). Например, всем известный «Телефон» Чуковского – ну, какой там смысл? Кстати, в английской детской поэзии принцип «нонсенса» (абсурда, чепухи) встречается очень часто. «Алиса в стране чудес» – сплошная нелепица. И дети любят такие произведения!

Фантазийная сказка может иметь некий описательный характер, в ней нет идеи, нравоучения, а просто описание жизни как она есть (жизни листочка, муравья или реки).

2 вариант. Сказка «со смыслом».

Большинство сказок учат быть добрым и храбрым, находчивым и трудолюбивым. Это сказки, которые формируют определенные ценности и убеждения.

3 вариант. Терапевтические сказки.

Берем актуальную задачу и предлагаем (ищем вместе) различные способы ее решения. Например, прекрасный сборник «воспитательных» сказок - «Маша и Ойка» для девочек 2 – 4 лет. Сейчас существует большой выбор подобной литературы. Для примера (почувствовать на себе влияние терапевтической сказки) - Сказки от Эльфики. Также просьба прочесть и проанализировать две сказки Эльфики с точки зрения внушений: Наливное яблочкоЗоопарк (детям не читать!).

Как сочинять сказки для детей и с детьми?

1. Спонтанно и по наитию.

2. Оживление неживого – само по себе сказка (например, «Лен», «Ель» Андерсена).

3. На основе уже существующей сказки (замена героев, «декораций», времени и тп).

Сказки можно комбинировать (например, Маша попадает не в домик трех медведей, а в гости к трем поросятам; старик Хоттабыч появляется не у Вольки, а у нас дома). Сказки можно «дописывать» (что стало потом с Золушкой и принцем, Гарри Поттером и его семьей).

4. По шаблону.

  • Время действия.

  • Место действия.

  • Главный герой.

  • Основной противник.

  • Ситуация, которую надо разрешить.

  • Основное событие.

  • Помощники главного героя

  • Помощники основного противника.

  • Развязка (торжество героя). Как правило, это победа добра над злом благодаря… смекалке/силе/смелости/отзывчивости и т.д.

5. Словесные игры. Придумайте несколько не связанных между собой слов и объедините их в одном сюжете (например, по два в каждом предложении). Так рождаются сказки – нелепицы, которые можно оставить «как есть», а можно – придумать осмысленные сюжеты.

Даже просто выразительное рассказывание сказки – это урок вчуствования и ораторского мастерства.

Замечательно сказки не просто придумывать, но и оформлять. Можно сказки «рисовать» (делать иллюстрации), причем не обязательно «высокохудожественно», но и схематично, и ассоциативно. Сказки можно печатать (желательно, по свежим следам, пока не забыли). Можно иллюстрировать сказки готовыми картинками. Если идет обучение ребенка основам компьютерной грамотности – можно освоить программы Word, Paint, Power Point (и другие по Вашему разумению) в ходе оформления сказки. Воспользовавшись типографскими услугами, эти работы можно распечатать в виде настоящей книги. Вот такой творческий проект с ярким, красивым результатом.

Сказки можно превращать в театральные постановки и приключения, разыгрывать. Героев вылепим из пластилина, нарисуем и вырежем, сошьем из ткани или сделаем из подручного материала, устроим театр теней. Превращаем что угодно! И это тоже развитие сказки в большой творческий проект.

К сказке можно подбирать ассоциативную музыку, сочинять стишки и песенки. Будем творить!

Логоритмика для детей

                                                           Логоритмика для детей

Содержание:

Что такое логоритмика для детей и зачем она нужна

В средине двадцатого века врачи и биологи доказали, что постоянное выполнение определенного комплекса движений в особом ритме помогает людям не только избавиться от болезней, но также улучшить их «боевой дух». Так зародилась вначале общелечебная, а затем и специализированные ритмики, среди которых была и логопедическая. Комплекс, состоящий из музыки, движений, а также речи помогает детям плавно и красиво говорить, а иногда даже позволяет справиться с проблемой заикания у ребенка.

Зачем нужны такие упражнения?

Человеческая речь - сложный процесс, требующий согласованной работы нервной системы, дыхания, мышечного аппарата в ротовой полости. При нарушении в любом компоненте этой системы, весь механизм, как правило, разваливается. Логоритмика помогает укрепить эти связи и добиться слаженной работы в процессе речи.

Также, логопедическая ритмика способствует развитию общей и тонкой моторики, речевому дыханию и координации движений, а также нормализует тонус мышц. Во время занятий логоритмикой происходит тренировка памяти, улучшается слуховое восприятие и внимание детей, что сказывается положительно на физическом состоянии ребенка, помогает выработать у него правильные навыки движений.

В последние годы физиологи заметили, что при регулярных занятиях логопедической ритмикой происходит благотворное воздействие на эмоциональное и психическое состояние детей. При этом, дети непоседливые и легковозбудимые, становятся более спокойными, медлительные и задумчивые дети, наоборот, становятся более активными.

Для кого нужны занятия по логоритмике?

В первую очередь, логоритмика нужна:

  • детям с развившимся заиканием или предрасположенностью к нему;
  • детям со слишком медленной, быстрой или прерывистой речью;
  • детям со слабо развитой координацией движений и моторикой;
  • ребятам, у которых выявлена задержка развития речи, дизартрия, нарушения в произношении отдельных звуков;
  • ослабленным и часто болеющим детям;
  • детям 3-4 лет, которые проходят период интенсивного формирования речи.

Где заниматься с ребенком дома или в группе?

Логоритмика для детей 1

Занятия логоритмикой можно организовать в группах, при медицинских центрах, детских поликлиниках или детских садах. Естественно, что с компанией сверстников ребенку будет легче учиться, да и возможностей поиграть и повеселиться в группе у него будет больше. Однако, доказано, что индивидуальные занятия дома приносят лучшие результаты. Дома родители сами определяю, что, как и когда ребенок будет делать.

Но и в этом есть своя отрицательная сторона, в привычном окружении ребенок может отказаться от выполнения заданий, а у родителей, зачастую, не хватает педагогического опыта, чтобы заставить ребенка заниматься. И все же, многие приверженцы идеи логоритмики уверены, что начинать занятия логоритмикой лучше дома. Ребенок может в спокойной обстановке научиться слушать музыку и освоить основные движения. После этого, его уже можно отдавать в группу с профессиональным преподавателем.

Упражнения и правила, как заниматься с ребенком

Особенностью любой ритмики, не исключая логопедическую, является уникальная простота методики. Любое из существующих заданий без особых проблем способен выполнить человек, который не имеет специальной подготовки.

  1. Каждое упражнение основано на подражании: ребенок повторяет то, что показывает взрослый. Необходимости заучивать весь речевой материал нет. Это постепенно приходит само, от одного занятия, к другому. В начале текст читается взрослым, ребенка в это время лишь побуждают к повторению. В последующем, к чтению приобщается и ребенок. Когда он сможет без ошибок повторить все словосочетания в правильном ритме, можно отдать в его руки бразды правления.
  2. Занятия логоритмикой не должны проводиться чаще, чем два раза в неделю. Оптимальное время для них – это вторая половина дня. Не ожидайте от занятий быстрого эффекта, результаты станут заметными только через полгода, а у некоторых детей и через год. Детям, которые заикаются, необходимо заниматься чаще, до четырех раз в неделю.
  3. Во время занятий ребенка надо привлечь, чтобы ему быть интересно. Для этого можно и использовать разные картинки, любимые игрушки, яркую одежду и любые предметы, доставляющие радость вашему ребенку.
  4. Все упражнения надо повторять много раз на каждом занятии, пока ребенок их не освоит полностью. Если же какое-то упражнение не поддается вашему малышу, то от него лучше на время отказаться, чтобы потом снова к нему вернуться.
  5. Любое упражнение логоритмики невозможно без музыки. Необходимо подбирать мелодии к каждому виду занятий. Медленные и спокойные упражнения хорошо выполнять под музыку вальса. Отлично подходит вальс из балета «Щелкунчик». Для более подвижных упражнений подойдут марши, а для самых ритмичных можно использовать, например, «Полет шмеля». Можно, также подготовить детские песенки и записи со звуками природы.
  6. Занятия должны иметь гибкую структуру, подстраиваться под каждого ребенка. Когда что-то не совсем получается, надо упростить задание или разбить его на несколько частей. Если вы заметили, что у ребенка возникли трудности с мелкой моторикой или произношением звуков, можно увеличить число соответствующих упражнений. Экспериментируйте без опаски. Главное при выполнении упражнений – это соблюдение единства музыки, речи и движения. Во всем остальном – полет вашей фантазии не ограничен.
  7. Не нужно расстраиваться, а тем более сердится, когда у ребенка не все получается так, как вам хочется. Если ребенок почувствует ваше недовольство, он замкнется и может отказаться от выполнения упражнений. Надо набраться терпения и продолжать начатое дело, даже, если вы сами не верите в успех вашего ребенка.

От 0 до 2,5 лет

Занятия логоритмикой можно начинать с раннего детства. До двухлетнего возраста ребенок будет заниматься пассивно. Мама может просто читать своему малышу стишки и петь песенки, одновременно с отбиванием ритма ладонями. Позже ребенок уже сможет выполнять некоторые упражнения, хлопать в такт стихам, поднимать руки, когда услышит определенное слово.

От 2,5 до 4 лет

В это время ребенок совершенствует свои двигательные навыки, он учится общаться и говорить – этим и необходимо заниматься во время уроков логоритмики. Важно! Если ваш ребенок еще может говорить целыми предложениями, можно разрешить ему повторять за вами последние слова произнесенных фраз или только окончания слов.

 

Чему мы учим наших детей, когда их не замечаем?

Веселая компания приехала в пансионат. До чего здесь хорошо! Небо голубое, дымящийся шашлык, можно всем вместе сидеть хоть весь день, хоть заполночь: отдыхаем!

В веселой компании невесело только одному: годовалому ребенку. Мама занята, ей очень хочется поболтать с подругами и пофлиртовать с друзьями, и когда малыш к ней подбегает, ей не до него. Она когда-то ему улыбнется, когда-то неглядя погладит по голове, а когда-то просто скажет «Отстань!». Посмеяться над ребенком весело, позаниматься с ним – скучно.

Утро, компания завтракает, ребенку дали игрушки, чтобы он не мешал взрослым общаться. Мама изредка вспоминает про ребенка и говорит ему что-то случайное, например: «Покажи букву А» - и тут же отворачивается: её отвлекает её друг. Ребенок смотрит на маму, но мама отвернулась, и он занялся другими игрушками. Он не сделал то, о чем попросила его мама.

Когда-нибудь, спустя годы, мама задумается: а почему мой ребенок меня не слушается? Интересно, вспомнит ли она эту ситуацию, где она по сути приучала своего ребенка не слушать её, игнорировать мамины просьбы и требования?

Вот к ребенку повернулся один из друзей: протянул букву. Ребенок потянулся ручками, чтобы взять, но друг вместо того, чтобы букву дать ему в руки, положил ее на голову ребёнку: буква упала. Все засмеялись, ребенок внимательно посмотрел на маму: это смешно? Ага, мама смеется. Ребенок засмеялся тоже и тут же эту букву кинул уже в маму.

С веселым криком: «Только не кидай!» мама увернулась. Этих слов ребенок ещё не знает, но интонации слышит, они веселые и задорные. Значит, это всем весело, и следующую букву он кидает уже в бокал на столе… Бокал не разбился, а мама рассердилась: «А ну прекрати быстро!»

Шизофрения? Дядя баловался - всем нравилось. Он кидал - всем нравилось. А теперь за то же самое мама ругается. За что? Ребенок заплакал, мама теперь ругает его за плач: «Что за беда с тобой! Все смеются - один ты все время плачешь!» Мама злится, потому что ребенок отрывает её от гулянки и друзей…

Ребенок сквозь плач смотрит на маму и, похоже, учит её недовольные интонации. Интересно, каким человеком он вырастет. И, в принципе, вырастет ли он Человеком?

Неосознанное подкрепление в воспитании детей 

Мама с сыночком гуляет во дворе на детской площадке, где играет много других детей. Во время беготни малыша случайно сбивает с ног ребенок постарше. Столкнувшиеся дети поднимаются на ноги и готовы разбежаться, чтобы продолжить свою игру дальше, но тут подбегает мама первого малыша и начинает громко и красноречиво охать и осматривать своего сыночка, бросая сердитые взгляды на другого ребенка. Что происходит дальше? Ребенок этой женщины начинает плакать (Мама испугалась, значит и мне страшно и больно). Второй ребенок озирается (ищет поддержку) и, увидев свою маму, тоже начинает плакать.

Что усваивают дети? Первое: Скорее всего, произошло что-то действительно страшное, раз мама так испугалась. Второе: Хочешь, чтобы тебя лишний раз приласкали - как можно сильнее изобрази испуг и начинай плакать!

Воспитывая ребенка или пытаясь призвать к порядку уже достаточно взрослого сына (или дочь) - подростка, мы, родители, порой не понимаем причину своих неудач. Почему, несмотря на почти ежедневные строгие внушения или ласковые объяснения, ребенок ведет себя, порой, несусветным образом и приносит массу разочарований?

Большинство взрослых склонны винить в проблемах с воспитанием ребенка других неквалифицированных взрослых (например, родители винят воспитателей в детском саду, школьных учителей, дедушек и бабушек, которые, в свою очередь, винят родителей)... Или печально вздыхают: "Что поделаешь, такой он (ребенок) у нас уродился". 

На самом же деле - ларчик гармоничных взаимоотношений с ребенком открывается чрезвычайно просто. Мы, сами того не осознавая, непрерывно формируем поведение наших детей (да и всех окружающих нас людей тоже). Самое главное то, что - неосознанно, сами того не замечая! 

Каким же образом это происходит? Поясним на примере. Мама с сыночком гуляет во дворе на детской площадке, где играет много других детей. Во время беготни малыша случайно сбивает с ног ребенок постарше. Столкнувшиеся дети поднимаются на ноги и готовы разбежаться, чтобы продолжить свою игру дальше, но тут подбегает мама первого малыша и начинает громко и красноречиво охать и осматривать своего сыночка, бросая сердитые взгляды на другого ребенка. Что происходит дальше? Ребенок этой женщины начинает плакать (мама испугалась, значит и мне страшно и больно). Второй ребенок озирается (ищет поддержку) и, увидев свою маму, тоже начинает плакать. 

Что усваивают дети? Первое: скорее всего, произошло что-то действительно страшное, раз мама так испугалась. Второе: хочешь, чтобы тебя лишний раз приласкали - как можно сильнее изобрази испуг и начинай плакать! 

Конечно, дети не рассуждают подобным образом, но установки "бойся бегать среди других детей, сталкиваться, падать" и "плачь, когда нужна поддержка" попали в сознание детей и при неоднократном повторении со стороны взрослых успешно закрепятся в их поведении.

Как же поведет себя более опытный родитель? Не покажет ребенку своего испуга (при этом, держа ситуацию под контролем) и, в случае демонстрации ребенком страха, не обратит ни малейшего внимания на его испуг и с улыбкой предложит продолжить игру дальше.

Ребенок, не встречая сочувствия своему испугу, вырастет уверенным в своих силах и в обязательной поддержке со стороны родителей в экстремальных ситуациях.

Психика ребенка может пострадать в том случае, если каждый раз, столкнувшись с непредвиденной ситуацией, в которой ребенок может "спасовать", вы будете вести себя непредсказуемо для него. Например, в одном случае вы испугаетесь, в другом - разозлитесь на вами же сформированное робкое поведение. Не зная, чего ожидать от вас в следующий раз, ребенок начнет побаиваться не только незнакомых ситуаций, но и вас заодно, и вырастет - трусливым. Получается, что взрослые собственными усилиями формируют нежелательное поведение детей.

Очевидно, со всем этим необходимо разбираться.

Прежде всего, давайте разберемся в терминах. В статьях о воспитании и обучении детей очень часто встречается понятие "подкрепление". Что это? Подкрепление - это действие или условный сигнал, сопровождающий какое-либо действие ребенка и дающий ему информацию о целесообразности его поступка (состояния). Например, ребенок во время похода с мамой в магазин закапризничал и, получив от нее пакетик с конфетами, съел их (вкусно!) - положительное подкрепление (отлично! буду и впредь так поступать = капризничать, когда захочу конфет). Ребенок потрогал горячий утюг, оставленный случайно мамой, - ой-ой (больше ни за какие коврижки не подойду!) - отрицательное подкрепление.

Точно так же подкрепляется поведение ребенка в повседневной жизни.

Вот пример. Малышка недавно научилась ходить. Находиться у взрослых на руках ей тоже очень нравится. Как туда попасть? Она подходит к взрослому члену семьи и тянет за одежду. При этом ее берут на руки (положительное подкрепление). Два - три повтора и она поняла: если надо забраться на руки к взрослому, надо просто потянуть за его одежду... 

Еще пример. Первоклассник, однажды оставшись дома из-за насморка, получил от приехавшей в гости бабушки трогательную заботу и, впридачу, бесконечный просмотр мультиков в течение дня. На второй день он сказал, что у него болит голова и снова пропустил уроки, но при этом опять просидел у телевизора и компьютера, играя в игры. Вывод: когда хочешь остаться дома, чтобы смотреть мультики и играть в компьютерные игры, надо "заболеть". А ваши дети никогда не болеют от желания получить побольше внимания, сочувствия и общения с компьютером или ТВ?

Если ваш ребенок недомогает и отказывается идти в школу, надо обязательно вызвать врача, грамотно организовать за ним уход (вплоть до постельного режима) и обязательно исключить просмотр ТВ и общение с компьютером. В таких условиях ребенок захочет поправиться гораздо быстрей.

Не думайте, что добиваясь от вас внимания и поблажек при помощи болезни, дети обязательно симулируют. Подкрепление - мощное оружие, влияющее в первую очередь, на подсознание и физиологические процессы, происходящие в организме.

А вы не замечали, как вам не хочется идти к стоматологу, хотя вы абсолютно убеждены в необходимости визита? Накануне любого неприятного мероприятия у вас болит голова, непосредственно перед экзаменом расстраивается желудок... Все это – следствие отрицательного подкрепления, полученного при предыдущем неприятном для вас событии. Ваш организм научился бояться!

Задумайтесь: чего вы на самом деле хотите: чтобы ваш ребенок действительно был здоров? Или вас подсознательно более привлекает перспектива героически сражаться с непрерывными болячками ребенка, доказывая тем самым ему свою преданность и заботу?

Для того, чтобы снизить вероятность заболевания своего ребенка, не воспитывайте из него ипохондрика, проявляя излишнюю заботу о нем во время недомогания. Выполняйте все необходимые действия по уходу за ним и, по возможности, не делайте ему никаких поблажек. Да, снизить нагрузку можно и нужно, но домашние занятия по школьным предметам должны быть продолжены, и ни под каким видом не отменяйте прежних запретов! Больной ребенок, получивший возможность больше обычного смотреть ТВ и играть в компьютерные игры, выберет болеть дольше, лишь бы не лишиться этой привилегии. 

Независимо от нашего желания и незаметно для нас, непрерывно в течение всей жизни мы являемся участниками постоянного процесса воспитания своих детей, да и других членов семьи. Приучите себя постоянно замечать и оценивать, каким образом то или иное ваше действие подкрепляет поведение ребенка. Мы призываем вас сознательно относиться к этому процессу и брать на себя всю ответственность за поведение ваших детей. 

                                                                            Автор: Н.И Козлов

Заповеди Марии Монтессори для родителей

maria_montessori

Всего четыре педагога совершили революцию педагогического воспитания в ХХ веке. Это американец Джон Дьюи, немец Георг Кершенштейнер, итальянка Мария Монтессори и наш соотечественник Антон Макаренко.

Мария Монтессори стала первой в истории своей страны женщиной-доктором. Всю жизнь она проработала с детьми, создав путём точных наблюдений уникальную систему образования для разностороннего и гармоничного развития ребёнка. А также сформулировала краткие заповеди-напоминания для родителей. Они просты, но если вдуматься в каждую из них – это многотомная мудрость в нескольких словах.

mariya-montessori

Если Вы будете хотя бы раз в год перечитывать этот список, то взаимоотношения с детьми могут выйти на качественно новый уровень, а ребенок вырастет более развитой и гармоничной личностью:

1.     Де­тей учит то, что их окру­жа­ет.

2.     Если ре­бен­ка час­то кри­ти­ку­ют – он учит­ся осуж­дать.

3.     Если ре­бен­ка час­то хва­лят – он учит­ся оце­ни­вать.

4.     Если ре­бен­ку де­мон­ст­ри­ру­ют враж­деб­ность – он учит­ся драть­ся.

5.     Если с ре­бен­ком чест­ны – он учит­ся спра­вед­ли­вос­ти.

6.     Если ре­бен­ка час­то вы­сме­и­ва­ют – он учит­ся быть роб­ким.

7.     Если ре­бе­нок жи­вет с чувст­вом без­опас­нос­ти – он учит­ся ве­рить.

8.     Если ре­бен­ка час­то по­зо­рят – он учит­ся чувст­во­вать се­бя ви­но­ва­тым.

9.     Если ре­бен­ка час­то одоб­ря­ют – он учит­ся хо­ро­шо к се­бе от­но­сить­ся.

10. Если к ре­бен­ку час­то бы­ва­ют сни­схо­ди­тель­ны – он учит­ся быть тер­пе­ли­вым.

11. Если ре­бен­ка час­то под­бад­ри­ва­ют – он при­о­бре­та­ет уве­рен­ность в се­бе.

12. Если ре­бе­нок жи­вет в ат­мо­сфе­ре друж­бы и чувст­ву­ет се­бя не­об­хо­ди­мым – он учит­ся на­хо­дить в этом ми­ре любовь.

13. Не го­во­ри­те пло­хо о ре­бен­ке – ни при нем, ни без не­го.

14. Кон­цент­ри­руй­тесь на раз­ви­тии хо­ро­ше­го в ре­бен­ке, так что в ито­ге пло­хо­му не бу­дет оста­вать­ся ме­с­та.

15. Всег­да при­слу­ши­вай­тесь и отве­чай­те ре­бен­ку, ко­то­рый об­ра­ща­ет­ся к вам.

16. Ува­жай­те ре­бен­ка, ко­то­рый сде­лал ошиб­ку и смо­жет сей­час или чуть поз­же ис­пра­вить ее.

17. Будь­те го­то­вы по­мочь ре­бен­ку, ко­то­рый на­хо­дит­ся в по­ис­ке и быть не­за­мет­ным для то­го ре­бен­ка, ко­то­рый уже все нашел.

18. По­мо­гай­те ре­бен­ку осва­ивать неосвоенное ра­нее. Де­лай­те это, на­пол­няя окру­жа­ю­щий мир за­бо­той, сдер­жан­ностью, ти­ши­ной и лю­бовью.

19. В об­ра­ще­нии с ре­бен­ком всег­да при­дер­жи­вай­тесь луч­ших ма­нер – пред­ла­гай­те ему луч­шее, что есть в вас самих.

А в народе говорят: «На самом деле в отношениях с детьми всё не так сложно: хотите хороших детей – будьте хорошими родителями».